Трудности школьного обучения
Мировая статистика свидетельствует о том, что около 20% школьников испытывают те или иные трудности, связанные с обучением в школе.
Более трети отстающих школьников не справляются с учебой из-за того, что у них возникают постоянные конфликты с учителями. Каждый второй ребенок учится не в той школе, которая соответствует его способностям, и поэтому постоянно ощущает, что не справляется с учебными заданиями. Пятьдесят процент детей мучает страх перед возможным унижением, «провалом» и перед наказанием. Большая часть родителей предъявляет к своим детям завышенные требования. Когда давление родителей и страх ребенка становятся велики, он начинает прогуливать занятия или плохо ведет себя на уроках, или сидит с отсутствующим видом. Кроме того нередки и различные конфликты среди учащихся, неумение детей устанавливать нормальные отношения со сверстниками и т.п.
Наиболее частые причины школьной неуспеваемости:
Родители недостаточно показывают ребенку, что они его любят. Ребенок не должен бояться родителей. У него следует укреплять чувство защищенности в семье.
Родители мало времени уделяют детям.
Дети постоянно страдают от усталости и недосыпания.
Школьники неправильно питаются: нарушается режим питания, получают недостаточно витаминов, однообразные продукты, переедают и т.д.)
Ребенок ежедневно по несколько часов смотрит телевизор или сидит у компьютера.
Учащийся недостаточно времени проводит на свежем воздухе, мало двигается, не занимается физкультурой.
У ребенка нет своего рабочего уголка или он плохо оборудован (мало света, неудобная мебель). Ребенку приходится готовить уроки в комнате, где члены семьи смотрят телевизор.
Родители часто ссорятся между собой, вовлекая в эти ссоры детей.
У школьников возникают трудности с другими детьми. Он часто ссорится со своими сверстниками.
Ребенок не может приспособиться к учителям, особенно если они часто меняются.
Эти и другие трудности можно избежать, соблюдая довольно простые правила.
Родители должны показывать ребенку, что они его любят, понимают и на его стороне. Ребенок должен знать, что в семье он всегда получит поддержку и помощь. Не нужно все время делать акценты на различных школьных неудачах. Важно находить выход из сложной ситуации, вселять в ребенка уверенность в своих силах и самоуважение. Необходимо серьезно относиться ко всем детским проблемам. Не нужно оказывать слишком сильного давления, Лучше всего подвести ребенка самого к правильному решению школьных проблем.
Родители внимательно должны отнестись к распорядку дня ребенка. Он должен есть и заниматься в одно и то же время. У него должно оставаться время для игр, занятий физкультурой, отдыха. Время просмотра телепередач нужно сократить до 1 часа в день.
Семья должна постоянно поддерживать связь со школой, с учителями. Родителям нужно знать друзей своего ребенка и поддерживать с ними добрые отношения. В случае возникновения проблем надо обращаться за советом к опытному педагогу или психологу.
Родители должны подумать о правильности выбора школы, об объеме школьной нагрузки и др.
Все члены семьи должны вместе с ребенком чаще заниматься активным отдыхом, ходить в походы и на экскурсии. Это улучшает взаимопонимание с детьми, делает семью дружной и счастливой.
Материал подготовлен заведующей кабинетом медицинской профилактики Мурашовой О.В.