Вызов скорой медицинской помощи
112, 103, 03
8 (929) 220-69-20
8 (34342) 9-92-03
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 91 Федерального медико-биологического агентства»
624200, Свердловская область, г. Лесной, ул. Белинского, д. 18А. E-mail: public@cmsch91.ru
CALL-центр поликлиники для взрослых
8-34342-9-92-09
(вызов, запись, консультации)

Школьник и компьютер

Компьютер сегодня  - неотъемлемая часть жизни  многих людей. Боязнь негативного воздействия компьютера может быть следствием неосведомленности. Но при несоблюдении правил пользования компьютером или использовании морально устаревших моделей он действительно может оказать вредное воздействие на здоровье ребенка. Самые главные из них – это нагрузка на зрение, на опорно-двигательный аппарат, на психику, воздействие электромагнитного излучения.

Для детей все эти факторы более опасны, чем для взрослых.

1.Нагрузка на зрение является самым главным и значительным фактором. Тем более, утомление органа зрения вызывает нарушения со стороны нервной системы: головные боли, головокружение, раздражительность. Для устранения симптомов достаточно иногда сделать перерыв в работе или переключиться на другое занятие. Но постоянная нагрузка на зрение может приводить к устойчивому снижению остроты зрения, близорукости, компьютерному зрительному синдрому (астенопии). Человеческое зрение плохо приспособлено к считыванию информации с дисплея. Изображение на дисплее светящееся, мерцающее, а для глаза более естественен отраженный свет. Кроме того изображение состоит из пикселей (дискретных точек). Также  утомление глаз вызывают блики на дисплее, меньшая контрастность изображения.

     После уроков у 20% учащихся развивается общее утомление, а у 10% - зрительное. А после занятий на компьютере общее утомление – у 25%, а зрительное -  у 40% учащихся. После работы на компьютере школьники жалуются на боль и ощущение песка в глазах. При сильном утомлении может быть двоение, помутнение в глазах.

      Покраснение глаз отмечалось в 48%, боли – в 10%, мушки и потемнение в глазах – в 36%, неприятные ощущения, дискомфорт – в 19%, головные боли и головокружение – в 12%, слабость – в 4% случаев (по результатам западных исследователей при обследовании более 5 тысяч пользователей компьютеров). Ученые доказали, что чтение книг менее утомительно, чем просмотр изображения на мониторе. Более утомительно для глаз рисование графических фигур, так как глаза при этом сильно напряжены. Еще хуже читать текст с экрана монитора. Чтение за компьютером гораздо сильнее напрягает зрение, чем чтение с обычных бумажных носителей. В этом плане вредным может быть постоянное нахождение в Интернете и считывание большого количества информации в быстром темпе. Но самыми опасными для зрения оказываются компьютерные игры. Мелкие детали, постоянно меняющееся динамическое изображение очень сильно утомляют глаза за короткое время, а играм дети уделяют много времени.

    По сравнению с телевизором монитор компьютера лучше по техническим характеристикам. Но работать за компьютером приходится на более близком расстоянии, поэтому при длительной работе утомление больше. Утомление глаз к концу дня зависит от общего времени, проводимого за телевизором и компьютером.

       Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером на уроках в школе не должна превышать: в 1 классе – 10 минут, 2-5 классах – 15 минут, 6-7 классах – 20 минут, 8-9 классах – 25 минут, 10-11 классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные сроки.

2.Нагрузка на опорно-двигательный аппарат (ОДА), стесненная поза. При работе за компьютером ребенок вынужден  длительное время находится в одной и той же позе. Даже телевизор в этом отношении лучше, так как не обязывает к одной и той же позе, позволяет передвигаться, или находиться в расслабленном состоянии. Поза, когда локти находятся впереди грудной клетки,  затрудняет дыхание. Это может вызвать приступы кашля, привести к развитию астмы.

    Тело ребенка не приспособлено длительное время находиться в одном и том же положении. Длительное пребывание в одной и той же позе приводит к снижению притока крови к мышцам, накоплению в них молочной кислоты.  В результате возникают боли в мышцах шеи, спины, плеч. Появляется головная боль в результате напряжения мышц головы и шеи.

    Неразвившийся ОДА ребенка при длительном, неправильном, неудобном сидении может изменяться: появляются нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз. Детский организм более подвержен таким неблагоприятным изменениям.

   Последствием  длительного и постоянного напряжения мышц кисти могут быть заболевания суставов и сухожилий кистей рук.

    Поэтому работать за компьютером необходимо в максимально комфортном положении. Спина должна быть ровной. Сгорбленная, искривленная поза очень быстро вызывает утомление. Ноги не должны висеть, они должны опираться на пол. Голову тоже нужно держать ровно, не отклоняя ни вперед, ни назад. Стул должен быть твердым и обеспечивать опору в области поясницы. Хорошо подобранный стул снимает половину нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Детям полезнее приобретать кресло без подлокотников, так как в этом положении сохранится больше возможностей свободно двигаться, не происходит сдавливание грудной клетки.

3.Еще один немаловажный фактор, влияющий на здоровье ребенка – это психическая нагрузка. Безмерная увлеченность работой за компьютером может вызывать сильное психическое напряжение. Постоянное нахождение в таком состоянии приводит к неврозам, агрессивности«Синдром хакера» - это такое психологическое состояние человека, когда он становится нервозным и агрессивным по отношению к окружающим, так как постоянно подвержен стрессам и полностью зациклен на какой-то компьютерной задаче.  Постоянное упрощение решения задач за счет компьютера может приводить к снижению интеллектуального развития. Когда ребенок начинает посвящать компьютерным играм все свое время, не стремится к общению с друзьями и родителями, раздражается при попытке отвлечь его от компьютера, это говорит о развитии игромании (зависимости от игр). Игроману более комфортно в виртуальном, а не реальном мире. У него перестают развивать навыки общения с реальными людьми. По мнению японских ученых, человек, сильно увлекающийся компьютерными играми, будет обладать плохой памятью, трудно поддаваться обучению и не будет способен подавлять собственные агрессивные импульсы. В результате виртуальных агрессивных игр дети реально становятся более агрессивными.  Игровая зависимость тяжелой степени может сопровождаться симптомами наркотической ломки, сердцебиением, потливостью, головными болями, ухудшением (и даже потерей) зрения. Очень часто отмечаются нарушения сна после длительного пребывания за компьютером.

     В Японии и Англии выявлен синдром игровой эпилепсии, который проявлялся спазмами лицевых мышц, ухудшением зрения, головными болями. Этот синдром способствует развитию у ребенка агрессивности, враждебности, вспыльчивости, агрессивности и других негативных качеств и эмоций. Для профилактики всех этих неприятных заболеваний необходимо ограничивать время пребывания за компьютером: не более 30 минут непрерывно, затем делать перерыв  не менее 10-15 минут. За компьютером нельзя проводить более 4 часов в день. Необходимо проветривать комнату, делать зрительную и общую гимнастику.

4.Монитор компьютера излучает электромагнитные поля. Рядом с компьютером возникают электростатические поля. Для защиты от них необходимо, чтобы задняя стенка компьютера была направлена к стене, а не на ребенка. Излучение больше от задних и боковых стенок компьютера. Для уменьшения ионизации воздуха необходимо чаще проветривать помещение и  ежедневно проводить в нем влажную уборку. Перед началом работы с компьютером необходимо протереть монитор, клавиатуру специальной салфеткой. После пребывания за компьютером необходимо умыться прохладной водой.

Для профилактики общего утомления рекомендуются следующие упражнения:

  • Сядьте спиной к столу. Прислоните к нему кисти рук, привстаньте, вынося таз вперед. Задержитесь на 10 секунд. Повторите 3 раза.
  • Разведите руки в стороны и согните их в локтях. Резко отведите локти назад. Повторите 3 раза.
  • Руки согнуты в локтях, кисти лежат на затылке. Поворот туловища вправо-влево, по 6 раз в каждую сторону.
  • На уровне плеч разведите руки в стороны так, чтобы ладони были направлены вверх. Соедините лопатки, затем поднимите руки над головой и зафиксируйте это положение на 15 секунд. Повторите 5 раз.
  • Руки согните в локтях, касаясь пальцами плеч. Локтями описывайте круги назад, затем вперед. Повторите 5 раз.
  • Расслабьте кисти рук. Имитируйте пальцами игру на фортепьяно – 2-3 минуты. Затем 2 минуты встряхивайте руками, как бы избавляясь от капелек воды.

    Эти простенькие, но очень эффективные упражнения делайте не менее 3 раз в течение рабочего дня. Периодически старайтесь менять позу за компьютером. Опирайтесь на спинку стула для ослабления нагрузки на мышцы спины. Высота стола должна быть такой, чтобы туловище не наклонялось вперед. Через 1,5-2 часа делайте физкультурную паузу.

Зрительная профилактика при длительной работе за ПК.

  • Не забывайте регулярно (через 3-5 секунд) моргать мягко, без напряжения. Это должно стать привычкой, которой нужно следовать даже при напряженной работе.
  • Не забывайте, что очень вредно пристально смотреть на экран долгое время. Сосредоточение взгляда напряженных глаз на одной точке – большая нагрузка!
  • При длительном чтении текстового документа старайтесь после каждой строки моргнуть, а после каждого большого абзаца посмотреть вдаль на 2-3 секунды.
  • Не забывайте каждые 5 минут отрываться от монитора и перемещать взгляд на пару секунд вдаль.
  • Не реже, чем каждые 2 часа делайте перерывы для зрительной гимнастики.

        Комплексы упражнений для глаз.

Упражнения выполняются, отвернувшись от экрана, с максимальной амплитудой движения глаз.

  • Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторите 4-5 раз.
  • Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. Затем смотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  • Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Материал подготовила заведующая кабинетом профилактики О.В. Мурашова.

Дата создания: 29.12.2020
Просмотров: 297