Вызов скорой медицинской помощи
112, 103, 03
8 (929) 220-69-20
8 (34342) 9-92-03
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 91 Федерального медико-биологического агентства»
624200, Свердловская область, г. Лесной, ул. Белинского, д. 18А. E-mail: public@cmsch91.ru
CALL-центр поликлиники для взрослых
8-34342-9-92-09
(вызов, запись, консультации)

Зависимости: знать, чтобы уберечь

От каждого зависит, от чего зависеть потом

   В течение жизни человек проходит путь от полной физической зависимости к самодостаточности. На каждом этапе развития он приобретает опыт, который позволит в дальнейшем реализовать свои потребности и желания, справиться с различными жизненными ситуациями.

Основные возрастные кризисы

   Каждый человек проходит через определенные возрастные этапы:

1-й год жизни: Доверие-недоверие миру

    В этом возрасте у ребенка ярко выражена потребность в безопасности и комфорте. Ему необходима тесная физическая и эмоциональная близость с мамой и папой.

3-й год жизни: Автономия (самостоятельность) – зависимость

     Ребенок стремиться к самостоятельности («Я сам!»). Если родители не позволяют ему удовлетворить эту потребность, поведение малыша  начинает подчиняться одной цели – угодить взрослым через подавление своих способностей и желаний. В результате у ребенка формируются несамостоятельность, неверие в собственные силы, неприспособленность.

     Важно знать, что именно в этот период может сформироваться один из нежелательных видов самооценки ребенка:

  • Грандиозно-нарциссическая: эгоистические поступки; готовность добиваться своих целей любой ценой; неспособность к сопереживанию и сочувствию;
  • Уничижительно-деструктивная: чувство униженности; робость и страх перед общением с другими людьми; самокритика.

4-5-й год жизни: инициатива-вина

     В возрасте от 3 до 5 лет малыш активно познает окружающий мир. Именно эта активность развивает инициативу и интеллект ребенка. В этот период он нуждается в терпеливом отношении со стороны взрослых, поощрении его самостоятельности при разумных ограничениях. Если постоянно критиковать ребенка за то, что он сделал что-то не так, у него сформируется постоянное чувство вины, пропадет желание быть самостоятельным.

 7-10 год жизни: компетентность (знание и умение) – неполноценность

    Если родители и взрослые, окружающие ребенка, одобряют и признают результаты его труда, помогают и поддерживают, тогда у ребенка возникает ощущение нужности и значимости. Если же его часто ругают (неудачник, нюня, копуша и т.п.), то возникает ощущение неполноценности и ненужности в собственной семье.

12-16-й год жизни: осознание и принятие «эго-идентичности»

      Этот кризис связан с выходом ребенка за пределы привычного круга семьи, школьного окружения и  является очень важным – подростку предстоит получить подтверждение собственной значимости от сверстников.

    В этот период крайне важно, чтобы в семье царили доверие, проявление интереса к жизни подростка, поощрение его самостоятельности и взаимоотношения с подростком выстраивались из позиции «Родитель – надежный друг и советник», а проблемные ситуации разрешались по принципу «обоюдного согласия сторон». Все это способствует верному выбору подростком своей роли, имиджа и стиля поведения.

    Если же подросток в семье не находит взаимопонимания, он ищет поддержку у группы сверстников. В этот момент возникает риск употребления алкоголя и наркотиков ради принятия в подростковую группу и сохранения статуса в ней.

     18-25 год жизни: близость – изоляция (исключение)

     Этот период обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

     Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из данного кризиса, - это любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

    Главная опасность на этой психосоциальной стадии может заключаться в излишней замкнутости человека. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные отношения ведет к чувству одиночества.

    Если на каком-то возрастном этапе возникают сложности, то могут начаться патологические (отклоняющиеся от нормы) процессы, которые и приводят к возникновению зависимостей, опасных для физического и психического здоровья человека.

    Зависимость – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на опасные последствия медицинского, психологического или социального характера.

Виды патологических зависимостей

Химические: табачная, алкогольная, токсическая, наркотическая

Пищевые: булимия (чрезмерное потребление пищи); анорексия (отказ от приема пищи); вкусовая (от кофе, конфет и т.п.)

Эмоциональные: игромания;  трудоголизм; компьютерная; сексуальная.

     В основе любой зависимости первоначально лежат вполне человеческие потребности (быть сытым, красивым, успешным и т.д.). Но если человеку не удается удовлетворить их безопасным способом, можно говорить о формировании зависимости.

Причины формирования зависимостей

   При правильном воспитании родители поддерживают ребенка в его развитии, принимают его без критики в минуты ошибок, помогают стать самостоятельным.

    В реальности же воспитание часто страдает либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, приспособление к окружающему миру задерживается и нарушается. Происходит это чаще всего по следующим причинам:

  1. Родительская гиперопека.

     Проявления: чрезмерная забота о ребенке (не беги – упадешь, я сама сделаю – ты не справишься и т.п.).

       Последствия для ребенка: неспособность анализировать ситуацию, принять решение, предвидеть его последствия. Ребенок или навсегда останется «маменьким сынком», или всегда послушный ребенок выйдет из-под контроля родных и превратится в «трудного подростка».

  1. Игнорирование ребенка: наказание молчанием

     Проявления: когда родители наказывают ребенка - просто перестают разговаривать с ним или когда родители не интересуются жизнью ребенка, не пытаются понять его.

     Последствия для ребенка: появление у ребенка различных страхов, сильная эмоциональная зависимость от родителей.

    В раннем детстве ребенок учится подстраиваться под родителей, угадывать их желания. В старшем возрасте – открыто протестует и проявляет агрессивные формы поведения. Кроме того, у ребенка формируется чувство неуверенности в себе, которое ведет к заниженной самооценке.

  1. Домашнее насилие: психологическое; физическое; сексуальное; экономическое

    Проявления: ребенку внушают страх с помощью крика, действий, жестов, взглядов или не удовлетворяются его основные потребности или его поведение контролируется с помощью денег.

      Последствия для ребенка: формируется низкая самооценка, сомнение в своих силах, страх, неуверенность, нежелание общаться с людьми. Развивается склонность к депрессии, высок уровень суицидов.

     Для достижения хорошего результата и получения чувства удовлетворенности от этого человеку нужно проанализировать ситуацию, продумать план действий, приложить определенные усилия.

     Для детей, воспитанных в условиях гиперопеки, игнорирования или насилия, такой способ удовлетворения своих потребностей труден, поэтому они выбирают более легкий путь - различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.

Механизм формирования зависимостей

      Любая зависимость представляет собой цепочку, которая ведет к зависимому поведению: контакт → нерегулярное употребление → регулярное употребление → злоупотребление → зависимое поведение

Мотивы, побуждающие к контакту (первой пробе)

      Основных мотивов, толкающих человека на употребление вредных веществ (табак, алкоголь, наркотики) выделяют семь.

       Первый мотив – стремление к удовольствию. В этом случае прием тех или иных веществ обусловлен жаждой удовольствий и стремлением к сильным чувственным наслаждениям. Этот вид мотивации заметно окреп с появлением такого явления, как реклама.

      Второй мотив – избавление от эмоциональной напряженности. Первый прием вредного вещества может объясняться попыткой смягчить состояние постоянной эмоциональной напряженности, страхов, беспокойства, тревоги, неуверенности или подавленности.

     Третий мотив – неспособность противостоять «авторитету».  В его основе повышенная подчиняемость, неспособность ребенка противостоять уговорам и доводам старших (авторитетных) людей, неготовность и нежелание отвечать за свои поступки.

     Четвертый мотив – активирование умственной активности. В его основе бытующее убеждение, что с помощью, например, алкоголя или энергетических напитков можно повышать работоспособность, творческую деятельность. Мотив гиперактивации  поведения также навязан современной рекламой.

       Пятый мотив – удовлетворение интереса. В его основе лежит интерес человека к результатам воздействия того или иного психотропного вещества на физические ощущения или эмоциональные переживания. Еще более глупым является интерес «А смогу ли я бросить?», так же нередко становящийся причиной начала злоупотребления психотропными веществами.

       Шестой мотив – иллюзия статуса. Человек хочет казаться лучше, значимее. Для этого он привлекает внимание окружающих своим знанием дорогих напитков, особых ритуалов выпивки и т.п. Это простое хвастовство, но ребенок может увлечься и начать подражать.

       Седьмой мотив - навязанная традиция.  Традиционная мотивация, к сожалению, используется самими родителями, которые считают нормальным предложить детям шампанского в новогоднюю ночь и т.п. Эти же родители потом спрашивают, как правильно воспитывать своего ребенка, чтобы он не поддавался негативному влиянию окружающих. Ответ очевиден – станьте сами примером для ребенка, ведите здоровый образ жизни.

Как избежать формирования зависимостей?

  1. Здоровый образ жизни в семье, общие интересы, занятия спортом, совместное творчество – лучшая профилактика!
  2. Создайте в семье микроклимат доверия и взаимопомощи, проявляйте интерес к жизни ребенка – этим вы спасете его от дурного влияния улицы.
  3. Научите ребенка принимать решения и нести за них ответственность – этим вы поможете ему стать самостоятельным.

Как бороться с зависимостью?

      Гораздо легче и правильнее не допустить появления вредных привычек. Избавиться от них очень трудно. Необходима помощь специалистов.

8-800-300-11-00 – областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи.

8-800-300-83-83 – телефон психологической помощи для детей, подростков и  родителей.

Реабилитационный центр Министерства здравоохранения Свердловской области «Урал без наркотиков»: 8-800-3333-118 – телефон доверия для детей и подростков (круглосуточно)

info@uralbeznarkotikov.ru –  электронный адрес для приема информации.

Г. Лесной, ФГБУЗ ЦМСЧ №91 ФМБА России наркологический кабинет

Материал подготовила заведующая кабинетом профилактики О.В. Мурашова

Дата создания: 29.12.2020
Просмотров: 349