Зависимости: знать, чтобы уберечь
От каждого зависит, от чего зависеть потом
В течение жизни человек проходит путь от полной физической зависимости к самодостаточности. На каждом этапе развития он приобретает опыт, который позволит в дальнейшем реализовать свои потребности и желания, справиться с различными жизненными ситуациями.
Основные возрастные кризисы
Каждый человек проходит через определенные возрастные этапы:
1-й год жизни: Доверие-недоверие миру
В этом возрасте у ребенка ярко выражена потребность в безопасности и комфорте. Ему необходима тесная физическая и эмоциональная близость с мамой и папой.
3-й год жизни: Автономия (самостоятельность) – зависимость
Ребенок стремиться к самостоятельности («Я сам!»). Если родители не позволяют ему удовлетворить эту потребность, поведение малыша начинает подчиняться одной цели – угодить взрослым через подавление своих способностей и желаний. В результате у ребенка формируются несамостоятельность, неверие в собственные силы, неприспособленность.
Важно знать, что именно в этот период может сформироваться один из нежелательных видов самооценки ребенка:
4-5-й год жизни: инициатива-вина
В возрасте от 3 до 5 лет малыш активно познает окружающий мир. Именно эта активность развивает инициативу и интеллект ребенка. В этот период он нуждается в терпеливом отношении со стороны взрослых, поощрении его самостоятельности при разумных ограничениях. Если постоянно критиковать ребенка за то, что он сделал что-то не так, у него сформируется постоянное чувство вины, пропадет желание быть самостоятельным.
7-10 год жизни: компетентность (знание и умение) – неполноценность
Если родители и взрослые, окружающие ребенка, одобряют и признают результаты его труда, помогают и поддерживают, тогда у ребенка возникает ощущение нужности и значимости. Если же его часто ругают (неудачник, нюня, копуша и т.п.), то возникает ощущение неполноценности и ненужности в собственной семье.
12-16-й год жизни: осознание и принятие «эго-идентичности»
Этот кризис связан с выходом ребенка за пределы привычного круга семьи, школьного окружения и является очень важным – подростку предстоит получить подтверждение собственной значимости от сверстников.
В этот период крайне важно, чтобы в семье царили доверие, проявление интереса к жизни подростка, поощрение его самостоятельности и взаимоотношения с подростком выстраивались из позиции «Родитель – надежный друг и советник», а проблемные ситуации разрешались по принципу «обоюдного согласия сторон». Все это способствует верному выбору подростком своей роли, имиджа и стиля поведения.
Если же подросток в семье не находит взаимопонимания, он ищет поддержку у группы сверстников. В этот момент возникает риск употребления алкоголя и наркотиков ради принятия в подростковую группу и сохранения статуса в ней.
18-25 год жизни: близость – изоляция (исключение)
Этот период обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из данного кризиса, - это любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии может заключаться в излишней замкнутости человека. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные отношения ведет к чувству одиночества.
Если на каком-то возрастном этапе возникают сложности, то могут начаться патологические (отклоняющиеся от нормы) процессы, которые и приводят к возникновению зависимостей, опасных для физического и психического здоровья человека.
Зависимость – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на опасные последствия медицинского, психологического или социального характера.
Виды патологических зависимостей
Химические: табачная, алкогольная, токсическая, наркотическая
Пищевые: булимия (чрезмерное потребление пищи); анорексия (отказ от приема пищи); вкусовая (от кофе, конфет и т.п.)
Эмоциональные: игромания; трудоголизм; компьютерная; сексуальная.
В основе любой зависимости первоначально лежат вполне человеческие потребности (быть сытым, красивым, успешным и т.д.). Но если человеку не удается удовлетворить их безопасным способом, можно говорить о формировании зависимости.
Причины формирования зависимостей
При правильном воспитании родители поддерживают ребенка в его развитии, принимают его без критики в минуты ошибок, помогают стать самостоятельным.
В реальности же воспитание часто страдает либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, приспособление к окружающему миру задерживается и нарушается. Происходит это чаще всего по следующим причинам:
Проявления: чрезмерная забота о ребенке (не беги – упадешь, я сама сделаю – ты не справишься и т.п.).
Последствия для ребенка: неспособность анализировать ситуацию, принять решение, предвидеть его последствия. Ребенок или навсегда останется «маменьким сынком», или всегда послушный ребенок выйдет из-под контроля родных и превратится в «трудного подростка».
Проявления: когда родители наказывают ребенка - просто перестают разговаривать с ним или когда родители не интересуются жизнью ребенка, не пытаются понять его.
Последствия для ребенка: появление у ребенка различных страхов, сильная эмоциональная зависимость от родителей.
В раннем детстве ребенок учится подстраиваться под родителей, угадывать их желания. В старшем возрасте – открыто протестует и проявляет агрессивные формы поведения. Кроме того, у ребенка формируется чувство неуверенности в себе, которое ведет к заниженной самооценке.
Проявления: ребенку внушают страх с помощью крика, действий, жестов, взглядов или не удовлетворяются его основные потребности или его поведение контролируется с помощью денег.
Последствия для ребенка: формируется низкая самооценка, сомнение в своих силах, страх, неуверенность, нежелание общаться с людьми. Развивается склонность к депрессии, высок уровень суицидов.
Для достижения хорошего результата и получения чувства удовлетворенности от этого человеку нужно проанализировать ситуацию, продумать план действий, приложить определенные усилия.
Для детей, воспитанных в условиях гиперопеки, игнорирования или насилия, такой способ удовлетворения своих потребностей труден, поэтому они выбирают более легкий путь - различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.
Механизм формирования зависимостей
Любая зависимость представляет собой цепочку, которая ведет к зависимому поведению: контакт → нерегулярное употребление → регулярное употребление → злоупотребление → зависимое поведение
Мотивы, побуждающие к контакту (первой пробе)
Основных мотивов, толкающих человека на употребление вредных веществ (табак, алкоголь, наркотики) выделяют семь.
Первый мотив – стремление к удовольствию. В этом случае прием тех или иных веществ обусловлен жаждой удовольствий и стремлением к сильным чувственным наслаждениям. Этот вид мотивации заметно окреп с появлением такого явления, как реклама.
Второй мотив – избавление от эмоциональной напряженности. Первый прием вредного вещества может объясняться попыткой смягчить состояние постоянной эмоциональной напряженности, страхов, беспокойства, тревоги, неуверенности или подавленности.
Третий мотив – неспособность противостоять «авторитету». В его основе повышенная подчиняемость, неспособность ребенка противостоять уговорам и доводам старших (авторитетных) людей, неготовность и нежелание отвечать за свои поступки.
Четвертый мотив – активирование умственной активности. В его основе бытующее убеждение, что с помощью, например, алкоголя или энергетических напитков можно повышать работоспособность, творческую деятельность. Мотив гиперактивации поведения также навязан современной рекламой.
Пятый мотив – удовлетворение интереса. В его основе лежит интерес человека к результатам воздействия того или иного психотропного вещества на физические ощущения или эмоциональные переживания. Еще более глупым является интерес «А смогу ли я бросить?», так же нередко становящийся причиной начала злоупотребления психотропными веществами.
Шестой мотив – иллюзия статуса. Человек хочет казаться лучше, значимее. Для этого он привлекает внимание окружающих своим знанием дорогих напитков, особых ритуалов выпивки и т.п. Это простое хвастовство, но ребенок может увлечься и начать подражать.
Седьмой мотив - навязанная традиция. Традиционная мотивация, к сожалению, используется самими родителями, которые считают нормальным предложить детям шампанского в новогоднюю ночь и т.п. Эти же родители потом спрашивают, как правильно воспитывать своего ребенка, чтобы он не поддавался негативному влиянию окружающих. Ответ очевиден – станьте сами примером для ребенка, ведите здоровый образ жизни.
Как избежать формирования зависимостей?
Как бороться с зависимостью?
Гораздо легче и правильнее не допустить появления вредных привычек. Избавиться от них очень трудно. Необходима помощь специалистов.
8-800-300-11-00 – областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи.
8-800-300-83-83 – телефон психологической помощи для детей, подростков и родителей.
Реабилитационный центр Министерства здравоохранения Свердловской области «Урал без наркотиков»: 8-800-3333-118 – телефон доверия для детей и подростков (круглосуточно)
info@uralbeznarkotikov.ru – электронный адрес для приема информации.
Г. Лесной, ФГБУЗ ЦМСЧ №91 ФМБА России наркологический кабинет
Материал подготовила заведующая кабинетом профилактики О.В. Мурашова